Звуковое решение фильма «Кутузов» (1943)

Первое, на что я обратила внимание, что над фильмом работал один звукооператор. Он записывал речь, музыку, подбирал эффекты и, судя по всему, занимался монтажом и перезаписью.
Как такового «звукового решения» в х/ф «Кутузов» нет. Звуковое оформление нельзя назвать продуманным и высокохудожественным. Оно условно и сопоставимо со звуком в театральных постановках, что характерно для ранних звуковых фильмов. Тем более, что производство пришлось на годы Великой Отечественной войны, было не до звуковых экспериментов.
Основа звукового оформления — оркестровая музыка композитора Юрия Шапорина. Второстепенная роль отведена речи героев. Количество шумов минимально.
Сейчас меня «закидают тапками», что ввиду разных условий создания (технические возможности, степень вовлеченности стран в военные действия и т.д.) сравнивать эти фильмы неправомерно. Однако, обращаясь исключительно к тому, что я вижу и слышу, хочу сравнить х/ф «Кутузов» с американским фильмом «Военно-воздушные силы», того же 1943 года. Режиссёр — Ховард Хоукс, звук Оливера С. Гарретсона.
Особенности звукового решения
С чем сравнить?
Выводы и польза
Нелепо рассматривать звуковое решение х/ф «Кутузов», сопоставляя его с современными фильмами. Однако из этого звукового экскурса удалось узнать, что:
в 1943 году звук условен и сформирован под сильным влиянием театра;
фонов в 1943 году в кино не было, зато был гур-гур;
шумовое оформление схематично и выборочно;
упор в звуке сделан на обилие оркестровой музыки.
Я бы порекомендовала изучение подобных фильмов в двух аспектах.
1. Х/ф «Кутузов» можно включить в изучение темы: «Эволюция звукового решения батальных сцен в отечественном и/или зарубежном кинематографе». Вполне рабочая тема для диплома или диссертации.
2. Полезно отдать фрагменты подобных фильмов студентам для шумового оформления. Не для реставрации, разумеется, а в качестве практического задания. Студентам-звукорежиссёрам не приходится работать над крупными батальными сценами: со множеством звуковых деталей. Студенты-режиссёры такие фильмы не снимают. Зато молодым специалистам приходится сталкиваться в работе с подобными задачами и тогда оказывается, что озвучить батальную сцену они не могут, опыта записи синхронных шумов и подбора фонов к военным и историческим фильмам у них нет.
В следующий раз посмотрим, как обстояло дело с фонами в 1950-х . Не переключайтесь!
Американский фильм менее «театральный», как по картинке, так и по звуку. Речь приближена к бытовой повседневной, а не к театрально-пафосной, как в х/ф «Кутузов».
В американском фильме проработаны синхронные шумы. И это не удивительно, ведь в СССР использовали театральные наработки Петрова и Попова, а в Америке уже во всю работал экспериментатор — Джек Фоли.
В «Военно-воздушных силах» заметна работа с плановостью в шумовом оформлении: четко по кадру слышно, где мы внутри самолета, а где снаружи.
Различное:
Схожее:
- В обоих фильмах над звуком работал один человек, и это впечатляет.
- Фонов нет ни в том, ни в другом фильме.
- Присутствуют нелинейные искажения, заметные на слух.
- Много оркестровой музыки, характерной для страны производства.
- В шумовом оформлении по большей части отсутствует разноплановость. Если есть взрыв, то шагов по воде, звуков крушения и т.д. уже не будет.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ...
О БЛОГЕ
ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ ОСТРОТЫ СЛУХА
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ ФОНОДОКУМЕНТОВ
Творческий блог звукорежиссёра
Шумовое оформление
Никаких специально подобранных фонов в картине нет. Подобие «фона» лишь в одном фрагменте: с неразборчивыми закадровыми криками военноначальника среди солдат.
Конницы, солдаты, пожары – почти весь фильм беззвучны.
На фоне шума плёнки удалось расслышать работу водяной мельницы и плеск реки во время стирки. В одном эпизоде проехала колесница, слышен был колокольный звон, озвучена метель.
Пара фрагментов за весь фильм прозвучали с синхронными шагами, озвучены две двери. Пушечные выстрелы расставлены крайне выборочно.
Проследить логику озвучания тех или иных фрагментов нет никакой возможности. Видимо, у авторов был план, но 75 лет спустя невозможно догадаться, почему из нескольких кавалерийских атак озвучена одна.
Коллективные крики «ура» записаны с перегрузом, но это и не удивительно с учётом динамического диапазона плёнки и оборудования для записи звука.
Кстати, уже в 1943 году (а может и раньше), можно выделить понятие гур-гура, в двух сценах был именно он.
Забавная сцена с хоровой песней в роте, где изображение и звук «отлипают» друг от друга и по синхрону, и по акустике.
Производство: киностудия «Мосфильм», 1943 год, звукооператор — А. Коробов

Made on
Tilda