Автомобиль для культурно-массовых мероприятий
Айдентика (от identity - идентификация) — фирменный стиль.
Айтем (англ. item) — фрагмент, элемент, регион, обрезанный кусочек фонограммы любого размера.
Акустический поролон — фактурный отделочный материал, изготовленный из пенополиуретана с открытой, пористой структурой, который применяется для звукопоглощения и рассеивания звуковых волн в студиях звукозаписи, дикторских, на телевидении, в кинотеатрах и пр.
Акустические репелленты — средства управления поведением животных с помощью искусственно воспроизводимых аудиосигналов, например для отпугивания птиц от аэродромов, где они могут стать причиной авиакатастрофы.
Акустически-тактильная синестезия — наименее распространенная синестезия (нейрологический феномен, при котором раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе ведет к автоматическому, непроизвольному отклику в другой) при которой некоторые звуки могут вызывать ощущения в частях тела.
АМС — актёр массовой сцены (массовки).
АНС — оптический синтезатор, названый в честь Александра Николаевича Скрябина. Автор - Евгений Мурзин.
Артефакт — дефект, шум в изображении или звукозаписи, причиной которого являются систематические помехи или особенности технических средств.
АСМР — см. ASMR
Ассет или игровой ассет (англ. asset) — набор ресурсов, которые можно использовать игре. Это могут быть готовые программные модули, спрайты, модели, анимации, звуки.
Аудиокнига — озвученный и записанный на какой-то носитель текст художественной, учебной или научно-популярной книги.
Биоакустика — раздел зоологии, который изучает звуковую сигнализацию животных и их звуковые взаимоотношения, а также принципы кодирования и декодирования звуковой информации.
«БэЗэ» («бэзэшка», «б/з») — изображение без звука, когда звуки сюжета заменены на комментарий диктора.
Блокбастер — высокобюджетный голливудский фильм, приносящие огромные доходы. На английском языке слово
«блокбастер» — это мощная авиабомба, способная разрушить целый квартал.
Бэнси (кацудо-бэнси или кацубэн) — комментатор, чтец, иногда переводчик, дополнительно поясняющий зрителям действие в немых фильмах. Профессия, свойственная японскому кинематографу, в котором с 1897 до середины 1930-х годов прокат осуществлялся в обязательном сопровождении бэнси.
«Заводка» — см. Feedback.
«Задувание» — нежелательные призвуки, которые могут возникать при чрезмерно активном произнесении «взрывных» согласных звуков [п], [б], [д] в микрофон.
Закадряк или закадровый перевод, он же войсовер — перевод аудиовизуальных произведений, при котором переведённая речь актёром слышна поверх оригинальной звуковой дорожки.
«Запатчить» — на сленге означает назначить все входы и выходы.
Звукоблогер — блогер, который ведёт канал тут блог, посвященный звукорежиссуре или сочинению музыки.
Звуковая книга — см.озвученная книга. Не путать с аудиокнигой.
Звуковой образ — совокупность звуковых элементов (речь, музыка, шумы), создающих посредством ассоциаций в обобщенном виде представления о материальном объекте, явлении, историческом событии, характере человека. Звуковой образ является частью идейно-эстетического решения телевизионной передачи или кинофильма.
Звукозрительный образ — образ, созданный при соединении звука и изображения.
Звуковая машина — 1). аппарат с таймером, воспроизводящий белый шум или звуки природы, помогающие человеку заснуть; 2). название книги Рональда Даля (другие названия: «Звук дерева», «Звуки, которые мы не слышим», «Ультразвуковая машина» «Крик дерева»). Рассказ о человеке, который был увлечен звуком и создал теорию, что существует множество звуков в мире, и люди неспособны услышать их из-за высоких частот, например, вопли срезаемых роз. 3). см. Автомобиль для культурно-массовых мероприятий; 4). одно из названий шумового прибора в театре
Звукооформитель (или шумовик) — специалист по звукошумовому оформлению, тот, кто воссоздает синхронные шумы.
Звукопередвижка или звукопередвижная станция — автомобиль (раньше чаще всего УАЗик), в салоне которого, установлено оборудование: микшерный пульт, стационарные магнитофоны, усилители, провода и т.д.
Звукотерапия — техника оздоровления посредством воздействия на слуховой аппарат волновых частот.
ИБП — источник бесперебойного питания. Обеспечивает приборы электричеством при кратковременном отключении основного источника питания, а защищает от помех в сети основного источника.
Интершум — внутрикадровый звук, сопровождающий картинку (шорохи, голоса, шум города и т.д.)
Интро (Intro) — вступление.
Инфразвук — звук с частотой ниже 16 кГЦ.
Исходник — записанный аудио или видео материал, из которого потом монтируют сюжет, программу, кино, фонограмму.
Гаф(ф)ер — главный специалист по свету в съемочной группы (другими словами «художник по свету»). Предположительно слово произошло от от клейко ленты gaffer tape (тейп), которую используют на съёмочной площадке.
Гидрофон — подводный микрофон.
Гидролокатор – средство звукового обнаружения подводных объектов с помощью акустического излучения.
Гир — см. gear
«Голосовой грим» — одно из выразительных средств радиотеатра и радиожурналистики. Это придание речи журналиста эмоциональных красок и ритмических особенностей, передающих атмосферу события. Возможно, термин ввел Р. Я. Плятт.
Групповка — часть массовки (не более 10 человек), наделённая репликами, более плотно взаимодействующая в кадре с главными героями фильма.
«Гур-гур» — сленговое определение неразборчивых разговоров массовки, которые плохо прослушиваются, но создают фоновый эффект.
Гургурщик — артист, который записывает гур-гуры.
Ветрозащита — аксессуар, который надевается на микрофон, чтобы снизить уровень нежелательных шумов во время записи звука. Бывает: поролоновая, меховая (см. «собака») и пластиковая (см. «цеппелин»).
Видимая речь —
см. Сонограф«
Войсить»
(от англ. - голос) — сленговое выражение, которое означает записывать голосовые сообщения, относится к аудиосообщениям в соцсетях и мессенджерах.
Войсовер — см. закадряк или закадровый перевод. Дословно voice-over — «речь поверх».
Восковой валик (или
восковой цилиндр) – аудионоситель, который использовался в фонографе Эдисона.
«Майк» — сленговое название микрофона.
Маркер — метка.
Массовка — актёры массовых сцен (сокращенно встречается АМС). В озвучании «массовка» — актёры, озвучивающие массовые сцены. Как правило, это определённый круг актёров города, не участвующая в съёмках озвучиваемых фильмов. Если в массовки есть конкретный текст, то она превращается в групповку (см. выше).
Мэшап — (от сленг. англ. mash-up — «смешивать композиции», досл. «толочь», «взбивать») — неоригинальное музыкальное произведение, состоящее из двух (реже нескольких) исходных произведений, записанное в студийных условиях путём наложения любой партии одного исходного произведения на похожую партию другого.
Миксаж — более точное (с технической точки зрения) название перезаписи.
Микрофон (от греч. микро — маленький, фони — голос) — электроакустический прибор, преобразующий акустические колебания в электрический сигнал.
«Минус» (минусовка) — фонограмма без голоса, инструментальная музыка, под которую поют.
Мискаст — в широком смысле несоответствия между первоисточником и киноверсией произведения. В дубляже несоответствии внешности актёра и голоса актёра дубляжа.
Молдинг — «ослышка», связанная с особенностями текста. Например, «вобла Китая» вместо «в облаке тая» или «скрипка лиса» вместо «скрип колеса».
Монтажно-тонировочный период — то же, что постпродакшн, период, следующий за съёмками, где происходит монтаж изображения и работа со звуком (тонировка).
Морфинг (англ. morphing, трансформация) — эффект, создающий впечатление плавной трансформации одного объекта в другой. Например, гудок паровоза переходит в свисток чайника, стук копыт в стук колёс поезда и т.д.
Музофон — так называли мобильные телефоны, в которых стало можно прослушивать музыку, и которые постепенно стали вытеснять с рынка MP3-плееры.
МЭМЭС — Московская экспериментальная студия электронной музыки, основанная Е. Мурзиным в 1966 году, занимавшая первый этаж музея-квартиры см. Скрябина. В состав входили: Э. Артемьев, С. Губайдулина, А. Шнитке и пр.
Озвученная книга (звуковая книга) — книга, снабженная пластинкой, диском или ссылками на аудиозапись. Не путать с аудиокнигой.
Опен-майк — см. Открытый микрофон
Открытый микрофон или опен-майк — мероприятие, на котором любой желающий может показать на сцене своё творчество.
НДП — надпись (титр) на экране с тайм-кодом. Это может быть название населенного пункта, указание временного отрезка («3 года спустя…») и т.д.
Неовиолена — музыкальный инструмент, созданный А. Гуровым, представляющий собой неоскрипку, где главным звучащим элементов была натянутая металлическая струна.
Нумератор — см. Хлопушка.
Липсинг — дешевый вариант дубляжа с приблизительной укладкой речи по темпу, без учёта смыканий.
Лихтваген — (от нем. licht — свет и wagen — повозка) передвижной дизель-генератор на автомобильном шасси.
Логопед — специалист, который работает с нарушениями речи: от проблем с произношением отдельных звуков до полного отсутствия речи, например, по причине болезни.
Ложемент — подложка в виде вкладыша или подставка для фиксации продукции.
Локализация или языковая локализация (от лат. locus — «место») — перевод и культурная адаптация продукта (в том числе аудиовизуального) к особенностям определенной страны, региона или группы населения.
Локализация в пространстве — определение местонахождения/положения источника чего-либо (излучения, напр. звука) в пространстве.
Люфт или люфт-пауза (от нем. luft — «воздух») — 1). «легчайшая, едва заметная, изящная паузочка, а не остановка на капремонт». 2). в видеомонтаже означает последовательность кадров видеоматериала, где нет голосовой начитки, текстовой информации, есть только видеоряд и музыкальное сопровождение.
Кавер (англ. cover — досл. «обложка», «оболочка», в данном смысле «копия оригинала»): 1). композиция, перепетая другим исполнителем 2). нетронутая часть одной композиции, которая целиком встраивается в другую, без наложения.
Кампанология — наука, изучающая колокола.
Кастомизация (от англ. to customize — настраивать, изменять) — индивидуальная настройка программы под конкретного потребителя.
Кей-грип (англ. key grip) — бригадир подсобных рабочих и техников на съемочной площадке.
Кикс — срыв звука или голоса на высокой ноте. Отсюда глагол «киксануть».
«Кинокорм» — еда, которой кормят кинематографистов на съемках.
Киноэкспедиция — съемки на выезде, командировка съёмочной группы.
«Кольцо» — реплика персонажа на определенном тайм-коде.
Комбик — гитарный усилитель.
Коммутация — выполнение всех предусмотренных для решения данной задачи соединений между элементами звукового тракта.
Компиляция — соединение результатов чужих исследований, идей, произведений без самостоятельной обработки источников, а также сама работа, составленная таким методом.
Корреспондент (или репортёр) — журналист, который публикует репортажи в печатные СМИ, теле и радиостанции или другие типы компаний, из отдаленного места.
Кроссовер (англ. crossover) — устройство, разделяющее спектр входного сигнала на частотные диапазоны.
Эквалайзер — устройство или программа для регулировки звуковых частоты.
Экранное время — время трансляции нелинейного времени в линейном. Это время, определенное продолжительностью сцены, эпизода, фильма. Экранное время может быть 3 минуты, а вместить 10 лет жизни героев.
Эмиритон — один их первых в СССР электромузыкальный инструментов. Представляет собой гриф-клавиатуру фортепианного типа и дополнительную клавиатуру для выбора тембров. В массовое производство запущен не был.
Эхолот – узкоспециализированный гидролокатор (см. выше) для исследования рельефа дна водоёма.
«Шапка» — 1). пьянка съёмочной группы, как правило, по поводу начала и окончания проекта. Название произошло о того, что все скидываются «в шапку». 2). видео после канальной заставки, повторяющееся в каждой серии сериала. Может содержать титры, содержание предыдущих серий, синопсис и т. д.
Шоунот — тестовый блок, сопровождающий подкаст.
Шпигель — краткое содержание сюжетов в начале программы, анонс.
«Шумовик» — см. звукооформитель.
«Шурик» — микрофон фирмы Shure.
«Чебурашка» — гарнитура с наушниками для комментаторов.
«Чёс» — наиболее успешная пора в работе звукорежиссёра, например, пора корпоративов — «новогодний чёс», лето — свадебный «чёс» и т.д.
Филд-рекординг — тоже самое, что полевая запись.
Фониатр — врач, который диагностирует и лечит заболевания голосового аппарата.
Фонотека (от др.греч. «звук» и «хранилище») — учреждение, собирающее и хранящее аудиоинформацию на звуковых носителях для общественного и частного пользования, а также осуществляющее справочную и статистическую работу, а также частные коллекции музыкального и иного аудиоматериала.
Форманта (от лат. formans, род. падеж formantis — образующий) — область усиленных частичных тонов в спектре муз. звуков, звуков речи, а также сами эти призвуки, определяющие своеобразие тембра звуков.
Удочка микрофонная — приспособление типа стрела, с помощью которого можно захватывать звук непосредственно в том месте, где он возникает. Изделие применяется в кинопроизводстве, съемке телепрограмм.
Укладчица (реже укладчик) работает в паре с переводчиком. Это человек, который подбирает слова и фразы для перевода нужной длины, и в соответствии с артикуляцией и смыканием губ, чтобы казалось, что актер на экране и говорит на языке зрителя.
Ультразвук — звук с частотой выше 20 кГц.
Ультразвуковой микрофон – микрофон, который воспринимает ультразвук (звуки выше 20 кГц) и изменяет тональность сигнала, приспосабливая её к человеческому слуху (звуки ниже 20 кГц).
УПС — см. UPS или ИБП.
«Уши» — наушники.
Тайминг — хронометраж, хронометрирование.
Тапер (фр. tapeur от taper, букв. — «хлопать, стучать») — во второй половине XIX — начале XX века музыкант, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением танцы на вечерах, балах, впоследствии — немые фильмы.
«Терадек» (Teradek) — фирма-производитель, которая специализируется на сендерах и ресиверах способных передавать SDI поток с эмбедированным звуком.
Занимает премиум сегмент рынка. Так же teradek имеет стабильные приложения для разных платформ, которые являются вьюверами контента, который может передавать ресивер на частотах 2,4 и 5 гГц (wifi).
Технический дубль — необходимость сделать дубль, неудавшийся по технической причине.
Технический слух — способность полноценно воспринимать звук (живой или записанный) и описывать техническими терминами его достоинства и недостатки.
Тонваген (нем. tonwagen, где tоn звук, а wagen повозка; автомобиль) — специальный автомобиль со звукозаписывающим оборудованием, предназначенный для записи радио- и телевизионных передач, кинофильмов вне студии.
Тонировка — тоже самое, что Озвучание.
Тонмейстер — специалист по акустике, ведающий звуковой стороной радио- и телепередач, следящий заправильностью звукозаписи. Синоним слова звукорежиссёр (или звукооператора), от немецкого ton - звук и meister - мастер, хозяин.
Тулбар — см. Toolbar
Verse — куплет.
VTK — актёрские пробы.
UPS (Uninterruptible Power Supply) — источник бесперебойного питания.
Teradek — см. «Tерадек»
Toolbar — панель инструментов или панель управления.
Shit-control (англ. «дерьмовый контроль») — прослушивание готового материала на мониторах низкого качества для понимания того, как микс будет звучать у потребителей, не имеющих профессиональной акустики.
Second banana — актёр второго плана.
Second Camera Assistant — второй ассистент оператора.
Score (film score) — инструментальная музыка к фильму.
Soundstage — павильон синхронной съемки, звуковой павильон.
Subwoofer — см. Cабвуфер.
Pre-roll — функция задержки начала записи или воспроизведения звука.
Preset — предустановленный шаблон настроек.
Proper (англ. надлежащий, правильный) — вариант озвучания с правильным утверждённым актёром, когда его на время вынуждены были заменить.
RMS — Root Mean Square
Fade in — плавное нарастание звука.
Fade out — плавное затухание звука.
Feedback — обратная связь, «заводка» аппаратуры.
DAW (digital audio workstation) – цифровая звуковая рабочая станция.
Default — настройки по умолчанию.
Dialog coach — специалист по диалогам, который следит во время съёмок за тем, чтобы актёры не перепутали текст и отдельные слова.
Direct — см. Прямой эфир
Item — элемент (см. Aйтем).
Chorus — припев.
Clapperboard — см. Хлопушка.
Двухкарманник — см. диджейский «карман».
Демка — демонстрационный материал, предназначенный для узкого круга людей. Это может быть черновая версия песни или звукового решения, нарезка аудио- или видеороликов, рекламы и т.д.
Деэссер (англ. deesser) — прибор обработки звука, уменьшающий уровень избыточно шипящих в речи звуков — с; ш; щ.
Джем-сешн или джем-сейшен (от англ. jam session) — совместная последовательная индивидуальная и общая импровизация на заданную тему.
ДИГ (дуга интенсивного горения) — осветительный прибор высокой мощности, используемый в кинопроизводстве. Использование ДИГов в павильоне не приветствовалось. При горении угли (внутри лампы) шипели, что мешало записи чистовой фонограммы.
Диджейский «карман» — сленговое название диджейского DVD/CD/MP3/USB/SD-плеера.
Диктор (от лат. dictor — «говорящий») — человек, который на радио или телевидении читает информационные, политические, художественные, рекламные и прочие материалы в прямом эфире или в записи. Для зрителей с проблемами слуха существуют дикторы супдоперевода.
Динамический диапазон (англ. Dynamic Range) — разницу в уровне громкости между самым громким и самым тихим звуком в аудиофайле. Измеряется в децибелах (дБ).
Динамический спектрограф — см. Сонограф.
Докер — область DAW, где размещаются вспомогательные инструменты: микшер, анализаторы и т.д.
Додэкаэдр — всенаправленный источник звука, использующийся для акустических измерений.
Драфт — первая сборка фильма после монтажа.
Дубль — 1). завершенный акт съёмки эпизода или озвучивания реплики 2). сдвинутая по времени (например, +2, +4, +6 часов) копия сетки вещания канала для передачи на разные часовые пояса страны (на телевидении).
Дубляж или дублирование — от слова дубль (двойной) или дублированный перевод. Перевод аудиовизуальных произведений, при котором осуществляется полная замена иностранной речи актёров на другой язык.
Радиодом — комплекс устройств и сооружений, служащих для подготовки программ радиовещания.
Радиопостановка (аудиодрама, радиоспектакль) — одна из форм художественного радиовещания, передача по радио записи пьесы или инсценировки литературных произведений.
Радиопьеса — оригинальное произведение, написанное специально для радиопостановки.
Радиорежиссёр — работник радиовещания, осуществляющий постановку художественных или общественно-политических передач.
Радиотеатр — театр, задача которого — исполнение пьес, вокальных и музыкальных произведений для передачи их по радио.
Радиотелецентр — комплекс устройств и сооружений, объединяющих в себе радиодом и телецентр.
Райдер (от англ. rider - дополнительные пункты к соглашению) — перечень условий и требований, предъявляемых артистом или музыкантом к организаторам выступлений.
Раскадровка — последовательность рисунков, рассказывающая сюжет постановки или сценария. Её предназначение — дать съемочной группе представление о том, как воплотить сюжет в жизнь.
Разборчивость — характеристика устной речи, определяемая отношением числа правильно воспринятых слушателем элементов речевой передачи к числу переданных.
Режиссёрское кино — условное разделение принятое в кинематографическое среде (в противовес продюсерскому), где творческий замысел важнее окупаемости.
«Рентал» (англ. rental) - система проката оборудования, в том числе кино- и звукового.
«Репа» — репетиция.
Репортаж (от фр. reportage и англ. report, где общий лат.корень reporto — передавать) — сообщение с места событий.
Репортёр — см. Корреспондент
Репортёрская стойка — тоже самое, что стендап.
Референс — образец, пример того, как нужно сделать.
Ролёвка — документ или файл с распределением актеров по ролям в озвучании.
Рэк, рэковая стойка — это металлическая конструкция шириной 19″ для закрепления технического оборудования.
Саб — жаргонное наименование сабвуфера.
Сабвуфер (англ. subwoofer) — акустическая система, воспроизводящая звуки низких частот (примерно 20-90 Гц). Был разработан в 1926 году.
Сабы — жаргонное наименование субтитров.
«Санкен» — петличка фирмы Sanken.
Саундхилинг — звукотерапия, которая помогает гармонизировать ментальное и физическое здоровье. В ее арсенале - гонг, кристальные чаши, дерево пало санто. Часто проводится в паре с медитациями и дыхательными упражнениями.
Аудиолог – врач, определяющий причины дефектов слуха, и разрабатывающий методы лечения болезней, связанных с нарушением слуха, таких как потеря слуха, вестибулярные расстройства (равновесие) и тиннитус (звон в ушах).
Аудиофил (лат. audio «слышу», др.-греч. φιλ — любить) — человек с высокими требованиями к качеству воспроизведения звука, аппаратуре и месту прослушивания аудиозаписей.
Gear — обобщающее слово для обозначения механизмов, устройство, инструментов, приборов, аппаратуры.
«Цеппелин» — ветрозащита на микрофон типа «пушка» в виде тубуса.
Сонограф — устройство для анализа спектра звука. Позволяет регистрировать силу звука, частоту обертонов и изменения этих параметров во времени. Производился в США под названием «Динамический спектрограф» или «Видимая речь».
Стенд-ап — слова корреспондента, стоящего в кадре.
«Щит контрол» — см. Shit-control
Хлопушка (реже «нумератор») — приспособление, состоящее из доски и прикрепленного к ней на шарнирах бруска, с помощью которого производится хлопок. Используется во время съёмки и служит для дальнейшей синхронизации звука и изображения. На доску наносится рабочая информация: номер сцены, дубль, кадр и т.д., что помогает систематизировать отснятый материал.
Хэдрум — см. Headroom
Хэдсет (англ. headset) — наушники, гарнитура, устаревший перевод «радио головной телефон».
Asset — см. Ассет
ASMR (autonomous sensory meridian response) —автономная сенсорная меридиональная реакция —феномен восприятия, характеризующийся приятными непродолжительными ощущениями покалывания в затылке, распространяющимися в виде мурашек по коже шеи и спины к конечностям.
Headroom — величина, показывающая «зазор» между высшей точкой полной цифровой шкалы, при превышении которой возникают искажения цифрового сигнала, и допустимым максимальным уровнем. Это зона безопасности, в пределах которой кратковременные пики аудио сигнала могут превышать допустимый максимальный уровень без возникновения искажений.
Intro (интро) — вступление.
IVR (interactive voice response) — система предварительно записанных голосовых сообщений, выполняющая функцию маршрутизации звонков внутри call-центра с использованием информации, вводимой клиентом на клавиатуре телефона с помощью тонального набора.
Живой эфир — см. Прямой эфир
Железо — на жаргоне это аппаратное обеспечение компьютера (процессор, память, диски и т. п.).
Live — см. Прямой эфир
Live broadcasting — см. Прямой эфир
Live television — см. Прямой эфир
LUFS (Loudness Units Full Scale) — единица измерения громкости, используется для нормализации звука в сервисах потоковых служб видео и аудио- вещания.
Синхрон — 1). слова персонажа, интервью (телевидение) 2). точное совпадение изображения (видео) и звука (аудио). Например, речи с артикуляцией говорящего; движущихся предметов со звуками, которые они издают.
Синтезатор — электронный музыкальный инструмент, часто совмещены в одном корпусе с клавиатурой.
Субтитры (от фр. sous-titres — подписи; от англ. subtitles) надписи внизу кадра, передающие слова действующих лиц или содержащие пояснительный текст.
Скрипт — киносценарий. Если говорят, что переводчик переводит «со скриптов», это значит, что он переводит печатный текст, а не на слух.
СМИ или средства массовой информации — печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроника или иные формы периодического распространения массовой информации.
«Собака» — ветрозащита на микрофон из искуственного меха.
Open Mic — см. Открытый микрофон
Творческий блог звукорежиссёра
«Плюс» — фонограмма с голосом. Петь под «плюс» означает просто открывать рот или петь под фонограмму.
Подводка — текст ведущего, предваряющий сюжет.
Подкаст — звуковой или видеофайл для интернет вещания, созданный в стиле радио или телепередачи.
Подкастинг — процесс создания и рапространения подкастов.
Подложка, подлога — фоновая музыка, сопровождающая текст диктора в программе или рекламном ролике. Чаще всего делится по теме, например, новостная, новогодняя, horror и т.д.
Полевая запись — аудиозаписи, сделанные вне студии звукозаписи. Синоним - филд-рекординг.
Поп-фильтр — фильтр для микрофона, снижающий звуковые помехи от дыхания человека. Состоит из одного или нескольких слоёв нейлона или тонкой металлической сетки, натянутых вокруг круглой рамки.
Постпродакшн — см. монтажно-тонировочный период.
Пресет — предустановленный шаблон настроек.
Продюсерское кино — условное разделение, принятое в кинематографическое среде (в противовес режиссёрскому), где окупаемость и доход выходит на первое место, в отличие от творческого замысла.
Прокат — аренда звукового и светового оборудования для концертов или культурно-массовых мероприятий.
Прокатное удостоверение фильма — документ, который выдаётся Министерством культуры РФ. Даёт право на прокат (демонстрацию) фильма на территории РФ, а также его тиражирование и распространение, в том числе по кабельным или эфирным каналам.
Прострел — акустические системы и осветительные приборы, которые используются для бокового подзвучивания и подсвечивания сцены.
Прямой звук (в кино) — сихронный звук, записанный на площадке.
Прямая трансляция — см. Прямой эфир
Прямой эфир (прямая трансляция, живой эфир, live, Direct, live Broadcasting, live television) — процесс непосредственной передачи радио или телевизионного сигнала с места проведения записи в эфир, то есть трансляция в реальном времени.
ПТС — передвижная телевизионная станция.
Парабола для микрофона — см. Параболический отражатель.
Параболический микрофон — микрофон, который использует параболический отражатель для сбора и фокусировки звуковых волн на преобразователе, аналогично тому, как параболическая антенна работает с радиоволнами.
Параболический (параболоид или параболоидальный) отражатель (тарелка, зеркало) — это отражающая поверхность, используемая для сбора или проецирования света, звука или радиоволн.
Параллельный монтаж — несколько сцен, происходящих в один и тот же промежуток времени.
Перезапись — сведение всех компонентов звукового оформления (речь, шумы, музыка) в единый микс.
Плагин (англ. plug-in, от plug in «подключать») — независимо компилируемый программный модуль, динамически подключаемый к основной программе и предназначенный для расширения и/или использования её возможностей.
Плагон — подключаемый передатчик для использования микрофона без провода (при наличии приемника соответствующего диапазона).