ЗВУКОРЕЖИССЕРЫ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ

МУЗЕИ ЗВУКА
ЗНАКОВЫЕ СОБЫТИЯ
Творческий блог звукорежиссёра
Авраамов, Арсений Михайлович — композитор, теоретик музыки, изобретатель. Первым создал рисованный звук: «вместо того, чтобы заносить звуки на кинопленку обычным звуковым способом через микрофон и фотоэлемент, он просто рисует на бумаге геометрические фигуры и затем снимает их на звуковую полоску кинопленки... «Сделал звуковое оформление мультфильма «Тип-Топ - звуковой изобретатель», вошедший в звуковую сборную «Программу №1», которая демострировалась в первом звуковом кинотеатре Москвы «Художественный» в 1930 году.
Арнштам, Лев Оскарович — советский режиссёр, сценарист, артист и звукооператор. Как звукооператор сделал «Наперекор всему!» (1930), «Одна» (1931) и «Златые горы» или «Счастливая улица» (1931), «Встречный» (1932) и «Анкара — сердце Турции» (1934).
Афанасьев, Олег Валентинович — главный звукорежиссёр Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске». Коллеги считали его основателем звукорежиссёрской школы не только Витебска, но и всей Беларуси. Профессию освоил самостоятельно, выучив польский язык, чтобы читать специализированные журналы. Пприродный дар и трудолюбие стали залогом умения работать с симфоническими оркестрами, оперными солистами, рок-музыкантами. Скончался в 2018 году.
Бабушкин, Виктор Борисович — композитор, звукорежиссёр, Заслуженный работник культуры РСФСР. Специализировался на звукозаписи эстрадной музыки и музыки к кинофильмам.
Барсотти, Джон — звукорежиссёр, профессор в университете Сан-Франциско.
Бахмацкий, Владимир — советский звукорежиссёр. Фильмография: «Опекун» (1970), «Седьмое небо» (1971), «Станционный смотритель» (1972), «Ау-у!» (киноальманах, 1975), «Сто дней после детства» (1975), «В зоне особого внимания» (1977), «Ты иногда вспоминай» (1977), «Пока безумствует мечта» (1978), «Безответная любовь» (1979), «Ответный ход» (1981), «Портрет жены художника» (1981), «Зачем человеку крылья» (1984), «Пеппи-Длинный чулок» (1984), «Верую в любовь» (1986), «Волчонок среди людей» (1988), «Дорогое удовольствие» (1988), «Прямая трансляция» (1989), «Захочу — полюблю» (1990), «Казино» (1991), «Маэстро с ниточкой» (1993), «Бульварный роман» (1994), «Лунные псы» (1995)
Беккер Александр Михайлович — один из первых звукооператоров «Ленфильма», самой значительной работой которого стал фильм братьев Васильевых «Чапаев».
Берлинер, Эмиль — изобрел и запатентовал граммофонную пластинку.
Бертран, Н. (имя неизвестно) — советский звукооператор. Работал над документальными фильмами в качестве монтажа - «Есть метро!» (1935) и «С Новым годом!» (итоги 1935), в фильме, снятом на основе Больших Киевских маневров «Борьба за Киев» (1935) был музоформителем, «Счастливая юность» (1935), «Праздник Советской Белоруссии» (1935), в 1936 году был звукооператором фильма «Наш Горький» (похороны Горького) и «Герой Криворожья» (1936), X-й съезд ВЛКСМ (спецвыпуск) (1936), «Радостное детство» и «Песня лейтенанта» (1936) мультфильмами: «Лиса, заяц и петух» (1942), «Одна из многих (Мосэнерго)» (1943), комбинированный м/ф с Чуковским в главное роли - «Телефон» (1944).
Бертран, Пьер — французский звукорежиссер, родился в 1965 году, начал карьеру в 1992 году. Работает над фильмами французского, бельгийского и канадского производство, а фильмография более 20 фильмов, среди них: сериал «Портрет убийцы» (2021), комедия «Обморожения головного мозга» (2020), «Господи Лазер» (2011) и т.д.
Бертран, Роберт — американский звукорежиссер, родился в 1906 году, обладатель премии «Оскар» в 1974 году за фильм «Жало». 40 лет проработал в киноиндустрии, умер в 2002 году.
Бертт, Бен — американский звукорежиссёр, монтажёр, режиссёр, сценарист и актёр озвучания.
Бимер, Боб — американский звукорежиссёр, родился в 1955 году в Калифорнии. Первый в его фильмографии стал мини-сериал «Корни» в 1977 году. Получил 4 премии «Оскар» за фильмы «Скорость» (1994), «Гладиатор» (2000), «Рэй» (2004) и «Девушка мечта» (2006), а также номинировался за фильмы «Кульминационный момент» (1993), «День независимости» (1996) и «Дорога к погибели» (2002).
Брагинский Георгий Александрович — бывший оперный певец. Долгие годы возглавлял группу звукорежиссеров ГДРЗ (Государственном Доме радиовещания и звукозаписи). Специализировался на записи оперных арий.
Браун, Хайман — американский продюсер радио- и телепрограмм, который за 70 лет создал, спродюссировал и срежиссировал более 30 000 радиопередач.
Вайнгартен Марк — американский звукорежиссёр, был номинирован на "Оскар" пять раз, получил статуэтку за лучший звук за фильмы "Дюнкерк" и "Лучший стрелок: Маверик". Работал более, чем на 120 фильмами. Получил "Эмми" за ТВ-шоу "Западное крыло".
Вепринцев Игорь Петрович — альтист, а затем звукорежиссер, заслуженный деятель искусств, профессор, президент Ассоциации звукорежиссеров России, член Союза кинематографистов, Московского союза музыкантов, Международной ассоциации звукоинженеров (AES), академик Академии кинематографических искусств «Ника». Много лет возглавлял группу звукорежиссёров фирмы «Мелодия».
Вилюга Максим — звукорежиссер группы "Верасы".
Воинов, Николай Васильевич — советский мультипликатор, с 1930 по 1934 год участвовал в создании рисованного звука. Сначала совместно с Авраамовым в составе группы "Мультзвук", а с затем проводил собственные исследования в области бумажного звука, основанного на синтезе звуковых дорожек методом сложения вырезанных из бумаги с помощью инструмента «Нивотон» профилей звуковых волн, с последующим покадровым фотографированием фрагментов звуковой дорожки на мультипликационном станке. Тогда же вошёл в состав группы ИВОС (Иванов, Воинов, Сазонов, создавшей ряд мультфильмов с синтетическими звуковыми дорожками.
Волк, Илья Фёдорович —советский звукооператор. Родился в 1893 году, закончил Ленинградский технологический институт. Участвовал в первых экспериментальных работах по записи звука на плёнку, начал работать на Ленфильме с 1930 года:  «Одна» и «Златые горы» (1931). Работал с М. Калатозовым, Н. Кошеверовой, Ф. Эрмлером. Скончался в 1975 году.
В 1986 году была учреждена ежегодная профессиональная премия киностудии «Ленфильм» «Медный всадник» имени И. Волка, которая вручалась «Лучшему звукооператору (звукорежиссёру)» студии по итогам года.
Гаклин Давид Исаевич — окончил Ленинградскую консерваторию по классу рояля. Много лет работал писаниной и аккомпаниатором, но потом переехал в Москву, где закончил Московский институт инженеров связи. После чего, имея два диплома, творческий и технический, был приглашен работать звукорежиссером на радио. Стал один из ведущих специалистов, а затем работал на студиях «Мелодия».
Гапочка Надежда Иосифовна — известный звукорежиссёр белорусского телевидения, основала кафедру звукорежиссур в Белорусской Государственной Академия искусств (БГАИ).
Гарбузов Николай Александрович — советский музыкальный акустик и теоретик музыки, доктор искусствоведения. Взрастил первых звукорежиссёров на базе Московской консерватории.
Гибсон Дэвид — звукорежиссёр, автор одной из самых известных книг по звукорежиссуре "Искусство сведения".
Гибсон Кент — звукорежиссёр 65 документальных и художественных фильмов, начал карьеру в 1972 году.
Гибсон Лейн — американский музыкант и звукорежиссёр из Нью-Джерси. В своей студии звукозаписи в Вермонте работал со многими всемирно известными артистами и группами.
Гомон Леон Эрнест — один из основоположников мирового кинематографа, в 1905 году открыл прототип большой киностудии с современным оборудованием, с 1901 года работал над соединением фонографа и кинематографа.

Гордеев Симон — звукорежиссер, продюсер и музыкант из Берлина, Германия с 20-летним опытом создания, записи и сведения музыки.


Будучи частью музыкальной сцены в Берлине, оставил слышимый отпечаток на концертных записях немецких и зарубежных артистов (Джеймс Бэй, Welshly Arms, Boy, Wallis Bird, Cäthe, Gisbert zu Knyphausen и многих других), которых он продюсировал для немецкого телевидения и онлайн.

Гродзенский Илья Семёнович — мастер звукозаписи. В 1930-х годах сменил профессию музыканта оркестра на работу в студии звукозаписи «Фабрика звукозаписи» (первая музыкальная студия Радиокомитета). В 1946 году сделал историческую звукозапись оперы П. И. Чайковского «Орлеанская дева» в только что переделанной из кинотеатра студии Ленинградского радио.
Гросман Александр Владимирович — выпускник единственного довоенного курса «музыкально-акустического» отделения Московской консерватории. Кроем основного курса, закончил аспирантуру у профессора Гарбузова. Был ведущим звукорежиссером радиовещания, а в конце жизни посвятил себя записи грампластинок.
Гут, Гудрун — немецкий диджей, ведущая, музыкальный продюсер и владелица музыкального лейбла Monika Enterprise, в 1980-е была движущей силой электронной музыки.
Дудкевич Георгий Николаевич — звукорежиссер, композитор, дирижер, руководитель оркестра. Работал на «Фабрике звукозаписи», а затем, с конца 1930-х в ГДРЗ (Государственном Доме радиовещания и звукозаписи).
Казарян, Роланд Артаваздович — звукорежиссёр, композитор, актёр. Заслуженный деятель искусств РФ, профессор. Занимал должность завкафедрой звукорежиссуры во ВГИКе. Обладатель премии «Ника».
Каплан, Б. Уильям — американский звукорежиссер, начала работать в кино с 1972 года и в общей сложности принимали участие более, чем в 125 фильмах. Семь раз был номинирован на "Оскар", работал над такими культовыми фильмами как: "Назад в будущее", "Полярный экспресс", "Форест Гамп" и другие.  Удостоит нескольких престижных премий.

Карлос, Венди — трехкратная обладательница премии "Грэмми", американский композитор и новатор в области синтезированной и электронной музыки.

Кашкевич Евгений
Кейс, Теодор — изобретатель, автор системы Movietone sound-on-film.
Келлог Эдвард Уошберн — американский изобретатель, в 1925 году вместе с Честером У. Райсом, работая в General Electric, изобрел громкоговоритель с подвижной катушкой.
Кинг Ричард — именитый американский звукорежиссёр, обладатель большого количества премий по звуку.
Кипа Владимир — звукорежиссёр, работавший с 1977 по 1997 годы. Среди фильмов "Усатый нянь", "Петровка 38", "Мастер и Маргарита" и т.д.
Ковалев Леонид Григорьевич — родился в 1956 году, с 1987 по 1990 был звукорежиссёром группы "Песняры". Умер в 2020 году.
Кокжаян Юрий Левонович — звукорежиссёр, музыковед. Окончил историко-теоретико-композиторский факультет ГМПИ им. Гнесиных. Занимался звукозаписью разносторонней музыки: симфонической, камерной, вокальной. Был постоянным участников заседаний международной группы экспертов по оценке качества записей, предназначенных для международной обмена радиопрограммами.
Кондрашин Петр Кириллович — выпускник ГМПИ им. Гнесиных, много лет работал звукорежиссёром в фирме «Мелодия», а затем организовал свою студии звукозаписи. Преподавал в стенах Гнесинки.
Коробов, А. — советский звукооператор, участвовал в создании как минимум 7 фильмов с 1935 по 1944 годы.
Кох, Людвиг —звукорежиссер еврейского происхождения, живший в Великобритании, который первым стал осуществлять запить голосов птиц и животных. Выпустил 2 книги, его записи хранятся в Британской библиотеке.
Кратенкова, Нина Ивановна звукорежиссер фильмов: «Разные судьбы» (1956), «Евдокия» (1961), «Обыкновенное чудо» Эраста Гарина (1964) (не путать с фильмом Марка Захарова, который делал Юрий Рабинович), «Веселые расплюевские дни» (1966), «Старый дом» (1969), «Хуторок в степи» (1970), звукорежиссер дубляжа киностудии ми. Горького, дублировала фильм «Квартира» (1960), «Волшебный плащ» (1964), «Отклонение» (1967). Член Союза кинематографистов СССР.
Кро, Шарль — французский поэт и изобретатель. С точки зрения звука, известен тем, что в 30 лет опубликовал труд «Принципы механизма мозга», где исследовал слуховое восприятие. В 35 лет подал в Академию наук описание «палефона» — аппарата для записи и воспроизведения речи. В том же году патент получил Томас Эдисон на «усовершенствование инструменты для контролирования и воспроизводства звуков». В декабре 1877 года в журнале «Рапель» Виктор Менье опубликовал статью «Господин Шарль Кро загнал звук в бутылку» об аппарате французского изобретателя.
Кутузов, Владимир Николаевич — звукооператор. Родился в 1921 году. В 1938 году начал работать цветолаборантом на киностудии «Союзмультфильм», в 1940 учился в военно-морском радиоочилище, в годы Второй Мировой войны служил на Тихоокеанском флоте. В 1945-1947 годах — начальник кинорадиоуправления в Политическом управлении ВМС СССР, затем инструктором кино-радио на киностудии «Союзмультфильм», с 1949 20 лет проработал звукооператором киностудии научно-популярных фильмов, а с 1969 по 1997 звукооператором «Союзмультфильма», а также «ШАР» и «Анимафильм».
Лагутин Валентин — советский звукооператор. Работал над фильмами: "Секрет красоты" (1955), "Поэма о море" (1958), "В едином строю" (1959), "Последние залпы" (1960), "Северная повесть" (1960), "Жизнь сначала" (1961), "Пес барбос и необычный кросс" или "Самогонщики" (1961), "Ход конем" (1962), "Они шли на восток" (1964), "Год как жизнь" (1965), "Свой" (1969), "Приезжая" (1977)
Лауст Эжен Огюстен — французский изобретатель, в 1904 году подготовил первую модель записи звука на пленке, в 1911 году и снял первый американский звуковой фильм с оптической звукозаписью.
Лернер, Леонид Лазаревич — выдающийся звукорежиссер ленинградской кинохроники, «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». http://old.jeps.ru/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=2861
Литвинов, Семён Александрович — звукооператор, Член союза кинематографистов. Родился в Киеве и закончил Киевский институт киноинженеров. В течение 40 лет проработал на "Мосфильме", работал с А. Миттой, А. Тарковским, Г. Данелия. Доделывал фильм "Небеса обетованные" после смерти Юрия Рабиновича.
Лунгин, Ф. — белорусский звукоинженер "Белгосфилармонии", который работал с популярными ВИА "Песнярбы", "Верасы", "Сябры" в конце 60-х начале 70-х.
Майер, Том —  американский звукорежиссер, трижды был номинирован на "Оскар" (за лучшее сведение "Валли-и" и дважды за монтаж  - "Вверх" и "История игрушек 3"). Начал карьеру в 1990 году и сделал уже более 100 фильмов м мультипликационных фильмов.
Макларен, Норман —
Макмиллан, Дэвид — американский звукорежиссер, обладать трех статуэток "Оскар", в 1984, 1994 и 1995 годах. Работает в индустрии с 1973 года, сделал более 70 кинокартин.
Мартин, Джордж —
Мартынюк, Георгий Иванович — советский звукооператор. Учился на курсах звукооператоров в Москве, с 1932 году работал на Киевской кинофабрике, а с 1938-м — на Московской фабрике звукозаписи, где создавал радиотонфильмов. После войны записывал оркестровые фонограммы к художественным фильмам, а с 1950—1980 годах был звукооператором киностудии «Союзмультфильм», а также участвовал в дублировании более 30 иностранных художественных фильмов.
Меерзон, Борис Яковлевич
Мёрч, Уолтер — американский звукорежиссёр, автор книги "Искусство монтажа: путь фильма от первого кадра до кинотеатра", именно его Фрэнсис Форд Коппола назвал впервые саунд-дизанером после первой совместной работы над фильмом "Люди дождя" и ввел этот термин в словарь кинематографистов всего мира. Уолтер Мёрч родился в 1943 году, работал над такими культовыми фильмами как "Апокалипсис сегодня", трилогией "Крестный отец", "Разговор" и "Английский пациент". Единственный человек, кто получил два "Оскара" за одни фильм в двух номинациях. Всего у Уолтера Мёрча 3 статуэтки "Оскар" и 3 премии БАФТА.
Минц, Александр Львович — советский радиофизик и инженер, разрабатывал системы связи и радиолокации, один из создателей радиолокационной связи и советского синхрофазотрона.
В 1924 года при трансляция концерта симфонической музыки из Колонного зала Дома союзов, использовал новое техническое решение для наиболее объемной передачи звука в прямом эфире. Это были схемы установки нескольких микрофонов с возможностью регулировки уровней сигналов каждого из них, что стало первым опытом микширования микрофонных сигналов, применяемое сейчас в звукорежисуре.
Моултон, Дейв — получил музыкальные степени в Бард-колледже и Джульярдской школе музыки. Начал работать в области звукозаписи в 1970-х годах. В качестве инженера звукозаписи работал со струнным квартетом Concord, джазовым саксофонистом Сонни Роллинзом, фолк-певцом Джонатаном Эдвардсом, пианистом Робертом Джорданом, сопрано Киоко Саито и многими другими. Преподавал музыку, аудиотехнику и акустику в SUNY во Фредонии и Музыкальном колледже Berklee в Бостоне, где он занимал должность завкафедрой музыкального производства и инженерии. Наряду с книгой Golden Ears написал Total Recording, всеобъемлющий учебник для колледжей, а также множество статей для журналов Recording Magazine и TV Technology. Он был вице-президентом компании Sausalito Audio и помог изобрести акустическую линзу (он любит утверждать: "Это была моя идея, которую потом изобрел мой партнер!"), которая стала использоваться в акустических системах Bang & Olufsen. В 1999 году был номинирован на премию "Грэмми" (лучшая классическая запись). В настоящее время он является директором Groton Hill Music, крупного центра исполнения новой музыки в Новой Англии.
Нестеров, Виталий — старейший звукооператор кинохроники. Подробная статья о нем.
Нестеров, Евгений Георгиевич — советский звукооператор с обширной фильмографий. Созвал первый звуковой фильм "Путевка в жизнь".
Ньюэлл, Филипп — независимый консультант по акустике, более 45 лет занимается проектированием залов и студий. Автор десяти книг на тему систем звукозаписи, акустики и электроакустики, и более 50 статей.
Оболенский, Леонид Леонидович — актёр, режиссёр, художник-декоратор,сценарист, пионер звука. Сделал звук к фильмам «Горизонт» и «Две встречи» (1932), «Великий утешитель» и «Окраина» (1933) и «Марионетки» (1934).
Орёл, Владимир Викторович — советский и российский звукорежиссёр, продюсер и актёр дубляжа. Окончил училище киномехаников в Москве, затем СПБГУКиТ, потом учился по ВГИКе. С1988 по 2002 годах был звукооператором киностудии «Союзмультфильм». В 1992 году с братьями Наумовыми создал студию «ТПМ», в 2001 году создал и возглавил кинокомпанию «Орёл». Ушёл из жизни в 2020 году.
Охотников, Вадим Дмитриевич — инженер-изобретатель в области электроники, электроакустики, военной техники, один из изобретателей советского звукового кино, автор портативного киноаппарата, по его словам, работающего не хуже аппаратов Тагера и Шорина.
Пазухин Северин Васильевич — музыкант, звукорежиссёр. Родился а 1933 году. В 1952 году окончил Московскую консерваторию, специализировался на записи симфонической музыки. Применял принципы нетрадиционной (драматургической) звукорежиссуры, например, в номере "Время вперед!" звучание труб было искажено, для того, чтобы подчеркнуть атмосферу того времени, времени индустриализации. Был сторонником широкого использования полимикрофонной техники, многодорожечный магнитофонов, одним из первых освоил цифровой метод звукозаписи.
Патнэм, Милтон Таскер "Билл" — американский звукорежиссёр, которого называли "отцом современной звукозаписи", изобрел современные консоли и первый ревербератор, признан ключевой фигурой в развитии послевоенной индустрии коммерческой звукозаписи.
Пенсадо, Дэйв
Путнем, Билл — см. Патнем
Пучинский, Николай Дмитриевич — родился в 1945 году, до 1977 года работал звукорежиссёром группы "Песняры". Начал сотрудничать с группой в 1968 году на гастролях.
Чтобы применить дополнительные микрофоны на сцене (до этого пели до 3-х человек в однин микрофон), ему приходилось импровизировать: он устанавливал самодельные устройства (сумматоры), которые объединяли несколько микрофонов в один звуковой сигнал, поступающий уже на комбоусилитель Beag или Regent.
Пинчук, Василий Федорович — звукорежиссер, организатор и директор единственного в Украине «Музея звука», 50 лет проработал в Одесском театре юного зрителя, который стал для него вторым домом. Скончался в 2023 году в возрасте 76 лет.
Подлесная Анна Макаровна
Попроцкий Александр Дмитриевич — работал с группой "Песняры" с 1990 года.
Попов Валерий Иванович —советский звукооператор. Родился в 1910 году, закончил ЛИКИ (ныне СПбГУКиТ), работал инженером-лаборантом с 1933 по 1935 годы, затем работал на киностудиях "Белгоскино", ЦОКС и "Мосфильм". Делал шумовое озвучание для фильма "Александр Невский". Начал работать в кино с 1938 года, в последние годы работал с Эльдаром Рязановым над фильмами "Гусарская баллада", "Старики-разбойники", "Берегись автомобиля". Получил в 1950 году Сталинскую премию за участие в разработке и внедрении нового метода звукозаписи, руководителем группы был Павел Григорьевич Тагер.
Портман, Клем — американский звукорежиссер, отец звукорежимссера Ричарда Портмана. Был по образованию радиоинженером. Номинировался на "Оскар" за фильм "Весело, задорно!" (1969). С 1930 по 1970 годы сделал более 200 фильмов, включая "Кинг-Конг", "Эта прекрасная жизнь" и "Гражданин Кейн". Умер в 1992 году.
Портман, Ричард — потомственный американский звукорежиссер, сын звукорежимссера Клема Портмана. Получил "Оскар" за фильм "Охотник на оленей", а также 10 раз был номинирован на эту премию. С 1963 по 2004 сделал более 160 фильмов. Преподавал в Университете штата Флорида, умер в 2017 году.
Рабинович, Юрий Ефимович — советский звукооператор, педагог. Родился в 1932 году в Польше, а 1955 окончил ЛИКИ, с 1956 по 1990 работал на Мосфильме, преподавал во ВГИКе. Работал с выдающими режиссерами. Среди его работ "Мэри Попинс, до свидания". В 1991 году его посмертно наградили «За лучшую работу звукооператора» на 14-ой церемонии вручения Премии Японской Кино академии за фильм «Под северным сиянием», в 1992 году стал лауреатом премии «Ника» в категории «Лучшая работа звукооператора» за фильм «Небеса обетованные» (1991).
Ренков, Иван Степанович — советский звукооператор. Родился в 1915 году. В 20 лет окончил Институт творческих работников кино (1935). Работал ассистентом звукооператора на "Мосфильме " (1931-1933), звукооператором по дубляжу в Научно-исследовательском кинофотоинституте (1933-1935), на Центральной студии документальных фильмов (1936-1938, Москва), звукооператором украинской студии хроникально-документальных фильмов (1945-1971). Иван Степанович Ренков оформил ленты: "Украина возрождается", "Днепрогэс", "В степях Украины", "Легендарный Севастополь", "Соната о художнике", "Мы - спортсмены-парашютисты", "Люди над облаками", "Планеристы", "Рулевые", "Праздник на Тарасовой земле", "Золотой мяч», "Иду к тебе, Испания!", "Наш друг Фидель Кастро»,"Обреченное чудовище " и многие др. А ещё "Солнечное затмение" (1936), "Памяти А.С. Пушкина" (1937), "Москва-Волга" (1937).
Ренский, Сергей — советский звукооператор, работал над мультфильмами с 1932 года ("Властелин быта", реж. Птушко) до 1949 года "Сказка старого дуба", сделал минимум 40 мультипликационных фильмов. Над фильмом "Лиса, заяц и волк" работал вместе с Н. Бертраном. До мультипликации Сергей Ренский работал в документальном кино: звукооператор «Герои Арктики (Челюскин)» (1934) и "Таджихан Шадиева" (1934), Союзкиножурнал № 21 и № 30 (1934), "Возвращенная жизнь" (1935).
Рискинд, Цезарь — звукорежиссер, участвовал в создании нескольких известных мультипликационных фильмов с 1973 по 1976 годы: серия о приключениях Мюнхгаузена: «Меткий выстрел», «Между крокодилом и львом», «Чудесный остров», «Павлин», а также мультфильмы «Волшебник изумрудного города», «Мук-скороход» и два мультика про Дядю Федора, Пса и Кота: «Матроскин и Шарик» и «Митя и Мурка».
Рубин, Рик — признанный американский музыкальный продюсер и аранжировщик, неоднократный обладатель «Грэмми», бывший сопрезидент Columbia Records, сооснователь Def Jam Recordings, а также основал American Recordings. Способствовал популяризации хип-хопа и внёс ощутимый вклад в этот жанр.
Румбер, Эрнест — работал над оптической записью звука, что подтверждают его публикации от 1901 года.
Светухина Мария Сергеевна — звукорежиссер, специализировалась на звукозаписи оперетт. Благодаря командировкам от ГДРЗ в республики Средней Азии, стала известна в среде музыкантов старшего поколения этих республик, как популяризатор национальной азиатской музыки.
Сойер, Гордон — американский звукорежиссер, который работал на киностудии Сэмюэля Голдуина, получил три статуэтки "Оскар" за фильмы: "Жена епископа" (1947), "Форт Аламо" (1960) и "Вестсайдская история" (1961), а также ещё 13 раз был номинирован на эту награду. В его честь была учреждена награда, которая присуждается инженерам за заслушивается в области развития кинотехники. Начал карьеру в 1930-х ("Вупи!" (1930).
Соломон, Джек— американский звукорежиссер, родился в 1913 году, сделал больше 100 кинофильмов, среди которых "Анатомия убийства", "Великолепная семерка", "Выпускник" и другие.

Соломон, Майкл — американский звукорежиссер. Карьера Майкла началась в 2005 году. После окончания Queens College он работал помощником менеджера рентала на Манхэттене. Это дало бесценный опыт работы с разнообразным производственным оборудованием и пробудило в нем желание работать в этой области. Он начал выезжать на съемки, а позже стал звукорежиссером в небольших съемочных группах. В 2008 года Майкл стал фрилансером, собрал оборудование: 5-канальный микшер Wendt X5, два беспроводных Lectrosonics, K-Tek boom и микрофон Sennheiser MKH60 shotgun. С годами этот набор постепенно расширялся и превратился в арсенал снаряжения, которым он теперь владеет, способный справиться практически с производством любого размера. Сайт Майкла Соломона.

Соломонов, Олег Яковлевич — звукорежиссер, родился в 1936 году. С 1958 по 1962 годы был звукооператором в Петрозаводске, с 1962 по 1964 — старшим звукооператором радиостанции «Волга» (ГДР). С 1964 года — звукооператор творческого объединения "Экран", с 1978 года — звукорежиссёр игровых и анимационных фильмов: "Сестрички-привычки", "Следствие ведут колобки", "Крылья, ноги и хвосты" и т.д.  Умер в 2016 году.
Спонейбл, Эрл — был помощником Теодора Кейса, разработал в 1922-24 годах несколько звуковых кинокамер, а потом экран, который мог беспрепятственно передавать звук.
Тагер, Павел Григорьевич —стал проводить эксперименты с записью звука на пленку в Москве в 1926 году.
Термен, Лев Сергеевич — изобретатель, создатель первых электро-музыкальных инструментов.
Тимарцев, Николай  - советский звукооператор, работал среди прочих над фильмом "Светлый путь" (1940) вместе с Валерием Поповым.
Том, Дэвид Ренди - американский звукорежиссер, директор по звуковому дизайну в Skywalker Sound.
Тыкоцинский, Иосиф (Тыкоцинер) — ученый, который в 1922 году публично продемонстрировал звук, написанный на плёнку одновременно с изображением. На ней была опись звука колокольчика и чтение Геттисбергской речи Линкольна.
Федулов Василий Васильевич — пианист и звукорежиссер. Специализировался на записях фортепианной музыки и театральных спектаклей.
Фильчиков, Борис Павлович
Фирсова, Александра — советский звукорежиссер и, как написано в одних титрах - "звукомАтажница", в этой роли сделала 21 мультипликационный фильм с 1942 по 1958 годы. Работала с Н. Бертраном и С. Ренским.
Фокс, Уильям — предприниматель, пионер американской кинематографии. В 1924 году купил патент на его разработку записи звука на пленке, в 1926 году приобрёл американские права на систему звукового кинематографа немецкого изобретения «Триэргон», а затем купил права на «Мувитон», авторства Теодора Кейса.
Фоли, Джек —первый американский шумооформитель. Синхронные шумы стали называться по его фамилии Foley (фоли), а также появилась специальность foley artist — шумовик.
Фомин, Георгий Кузьмич —советский звукооператор. Родился в 1903 году. С 1937 по 1943 был был звукооператором Московской (позже Центральной) студии кинохроники. В годы Второй Мировой войны был звукооператоров киногруппы фронта. Погиб в 1943 году. Его фамилия увековечена на памятной доске, хранящейся в Музее кино.
Форест, Ли де — американский изобретатель, в 1919 году стал официальным создателем (не будучи формально первым) оптической звукозаписи «Фотофильм», получив патент.
Франк, Григорий Яковлевич
Харон Яков Евгеньевич
Хенке Роберт — один из разработчиков программы Ableton Live. Музыкант из Германии, работающий в области аудиовизуальных инсталляций, музыки и перформанса. Его сайт.
Цехановский, Михаил Михайлович — советский иллюстратор и мультипликатор. Стоял у истоков рисованного звука, вместе с Авраамовым и Шолпо. Автор первых экспериментальных звуковых мультфильмов: "Почта", "Пасифик 231", "Сказка о попе и его работнике Балде" (фильм не вышел на экраны и был почти полностью утрачен).

Шаргородский Арнольд Александрович



Шион, Мишель — французский теоретик, преподаватель, композитор экспериментальной музыки, автор книг, связанных с исследованиями в области звука. У Мишеля Шиона есть свой сайт и если вы бываете в Париже, обратите внимание, что у него есть оффлайн курсы.

Шмидт, Джеф — саунддизайнер Dolby Atmos для подкастов и фильмов, сценарист, режиссёр, продюссер, актёр дубляжа


jeff-schmidt.com

Шолпо, Евгений Александрович — работал над техникой создания механического оркестра, участвовал в создании рисованного звука, создал оптический синтезатор вариофон.
Шорин Александр Фёдорович — в 1927 году в Ленинграде начал собственное исследование синхронизации звука и видео.

Штраус Макс — работал в Salon Kinematograph Co.GmbH один из основателей фирмы Parlophone, которая впоследствии объединилась с Carl Lindstrom A.G.Была создана в 1902 году, в 1910 году стала выпускать первые пластинки.
Штро  .... — звукооператор, который работал с Дзигой Вертовым и его женой Елизаветой Свиловой над фильмом "Три песни о Ленине". В 1933 году ему удалось при переводе голоса Ленина на кинопленку "удалось не только не ухудшить запить по сравнению с грампластинкой, но, наоборот, получить лучший результат". Доподлинно известно, что к 1942 году его уже не было в живых.
Щёлоков Анатолий Фёдорович — звукорежиссер, с 1977 по 1987 годы работал с группой "Песняры".

Эдисон, Томас — американский изобретатель, автор фонографа, с 1913 года пытался синхронизировать звук и изображение.

Эрнандес, Виктория — музыкальный предприниматель, которая в 1927 году открыла первый магазин латинской музыки в Нью-Йорке, работала агентом по поиску музыкальных талантов для звукозаписывающих компаний и руководителей групп и владела собственным звукозаписывающим лейблом. В 1941 году основала самый продолжительный музыкальный магазин NYCs, который теперь известен как Casa Amadeo или Антигуа в Case Hernandez.

Юринок, Сергей Всеволодович — с 1987 по 1989 работал звукорежиссером с группой "Песняры", умер в 2002 году.
МУЗЕИ ЗВУКА
СЛОВАРЬ ЗВУКОРЕЖИССЕРА
ЗНАКОВЫЕ СОБЫТИЯ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ...
Творческий блог звукорежиссёра
Made on
Tilda