Картина называется «Сомнение. Воспоминания об отце» («Ленинградская студия документальных фильмов», 1987 год). До сих пор не понимаю, как папа додумался до такого гениального звукового решения: герой фильма идет по Ленинграду, слышен шум улицы, пение Федора Шаляпина-старшего, и звучит голос его сына. Все это создало неповторимую атмосферу ностальгии, размышлений о прошлом.
К знаменитой картине «Мания Жизели» (реж. А. Учитель, 1996) папа с композитором Леонидом Десятниковым создали трогательно-пронзительный звуковой ряд, который прекрасно иллюстрировал историю русской балерины Ольги Спесивцевой. С Учителем папа также работал и на знаменитой картине «Дневник его жены»…
У меня было очень счастливое и… музыкальное детство, прошедшее под постоянно звучавшую в доме музыку Малера и папин любимый джаз. Отца часто не было дома – он вечно пропадал на съемках. Но зато, когда он возвращался, начинался шум, гам, праздник, которого мы со старшим братом (оператором Валерием Лернером – М. К.) так ждали!
Отец и меня приучал к искусству – водил в музеи (он обожал импрессионистов), на концерты, как классической музыки, так и своего любимого джаза.
Я читаю в «Википедии» информацию о фильмах, звукорежиссером которых был Леонид Лернер. В сведениях о картинах указаны сценарист, режиссер, оператор, композитор. Фамилии звукорежиссеров упоминать не принято…
Я просматриваю фильмографию Леонида Лазаревича. Один раз просматриваю, другой, еще раз. Г-споди!
Тут и документальные фильмы о Темирканове, Фрейндлих, Бернесе, Врубеле, Пугачевой. Тут и работы в художественном кино (некоторые из них я упоминала выше). И много, много, много документальных картин о городе, о людях, и жизни.
И вдруг я поняла, почему перечитываю эту фильмографию: я хочу, чтобы и сегодня снимали именно документальные фильмы о нас, о том и о тех, кого мы любим. И вспоминаю я сегодня не только о Леониде Лернере, но и о нашем Великом документальном кино, которого больше нет. Так жаль.
Александр Дударев, звукорежиссер, ученик Леонида Лернера:
— Я познакомился с Леонидом Лазаревичем в 1987 году, когда пришел работать на Ленинградскую студию документальных фильмов. Потом мы с ним много вместе трудились: когда у меня появилась собственная студия, Лёсик, так его звали коллеги, приходил ко мне монтировать звук для картин, на которых работал. Это был легкий, светлый, добрый человек. Он в профессии научил меня почти всему, что я сегодня умею. Леонид Лазаревич, в отличие от многих, легко делился своими знаниями с молодежью…
Он был поразительным рассказчиком. Даже простую историю он преобразовывал с захватывающе интересный чуть ли не роман.
Сергей Потемкин, кинорежиссер:
— Леонид Лазаревич работал еще на моей дипломной короткометражке. Потом он был звукорежиссером моей картины «Город без солнца». Это был деликатный человек, тонко чувствовавший природу искусства. Он – один из немногих звукорежиссеров – работал и в документальном, и в игровом кино. При чтении сценария у Леонида Лазаревича в голове сразу начинал строиться музыкальный рисунок картины. Но он не был авторитарен: он умел слышать, чувствовать режиссера и приводить свое видение звукового сопровождения картины в соответствие с режиссерским.
Леонид Лазаревич был необычайно дисциплинирован и скрупулезен в работе: он знал, какой звук соответствует каждой секунде изображения.

Мария Конюкова old.jeps.ru
Виталий Леонидович Лернер об отце:
«Понимаете, больше любят вспоминать режиссеров, актеров, композиторов. И, конечно, правильно. Но звукорежиссер – тот, кто создает из звуков, шумов, речи, музыки звуковой ряд фильма. Некоторым кажется, что это не так важно. Ценность звукового оформления картины становится ясна, если его убрать или заменить…»

С 1964 года Леонид Лазаревич как звукорежиссер принял участие в создании более 300 кинофильмов. Его знали и ценили коллеги. С ним многие хотели работать. Он работал с композиторами Андреем Петровым, Олегом Каравайчуком и Леонидом Десятниковым. Он работал с режиссерами документального и художественного кино Ефимом Учителем, Павлом Коганом, Семеном Арановичем, Людмилой Станукинас, Николаем Обуховичем, Виктором Косаковским, Александром Гутманом, Иосифом Трахтенгерцем, Алексеем Учителем, Тимуром Бекмамбетовым.
По словам Виталия, возможно, отец «заболел» звуком на службах в синагоге – его отец был помощником кантора в Днепропетровске. Может, когда мальчишкой работал киномехаником в маленьком кинотеатре после войны…
После службы в армии он решил стать звукорежиссером. Про учебу в ленинградском институте киноинженеров (в конце жизни он как раз в нем и преподавал) Леонид Лазаревич рассказывал без восторгов:
— Нас там, в основном, учили акустике как науке, разделу физики. Все нужные для работы знания я получил на практике.
Наверное, поэтому папа так хотел преподавать – денег за это много не платили. Он просто мечтал передать молодым бесценные практические навыки. Он был из тех, кто не считает, что каждый новичок в профессии должен, фигурально выражаясь, выпить свое ведро дерьма. Один из самых моих любимых фильмов, озвученных отцом, это документальное кино о визите в наш город Федора Шаляпина-младшего, сына великого певца.

Лернер Леонид Лазаревич

МУЗЕИ ЗВУКА
Академия Шарля Кро
ЗНАКОВЫЕ СОБЫТИЯ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ...
Творческий блог звукорежиссёра
Текст взят с сайта Синагоги:
Made on
Tilda