Разборчивость речи

Разборчивость – важная тема в работе звукорежиссёра, потому что большое количество информации в аудиовизуальном материале поступает именно из речи. Проблема разборчивости речи может возникать в одном (или нескольких) звеньях в передаче звука от того, кто говорит (источника) к тому, кто слышит (приёмнику).

Причины плохой разборчивости на этапах: источник, запись и сведение, приёмник.

Источник звука – в данном случае человек.

  • Плохая дикция и вялая артикуляция (слабый артикуляционный аппарат или травма)
  • Нарушение речи: заикание или неврологические заболевания
  • Дефекты речи, такие как картавость, шепелявость и т.д.
  • Возрастные особенности (дети и пожилые). На дикцию в детском и пожилом возрасте может влиять количество зубов и другие особенности строения речевого аппарата.
  • Незнание значения слова (завел «блох в свитере» — блог в твиттере) или неправильное произношение («бамбинтон», «тубаретка» и т.д.)
  • Языковые особенности – речи с акцентом, диалект или говор
  • Громкость речи. Неразборчивой может быть  как очень тихая, так и очень громкая речь (ор, визг).
  • Скорость речи. Чем быстрее, тем менее понятно.
  • Специфика текста. В связи с ритмическими особенностями мелодии трудно разобрать сказал (или спел) человек «скрипка лиса» или «скрип колеса».
  • Посторонние предметы и отвлекающие факторы. Диктор что-то ест, прикрывает рот платком или рукой, отворачивается от микрофона, наклоняется.
  • Реверберация. Чем больше ревер, тем меньше разборчивость, вплоть до полного отсутствия разборчивости.

К «радости» звукорежиссёра все эти факторы ещё могут «удачно» сочетаться между собой. Трудно сделать речь разборчивой, если текст произносит очень быстро картавый иностранец, активно жестикулируя и отворачиваясь от микрофона.

Запись и сведение звука:

  • Посторонние шумы (проезд автомобилей, шум производства, аэропорт, ветер и т.д.) Это проблема записи речи на натуре.
  • Посторонние шумы в студии. Тут дикторам есть, где разгуляться. Они шуршат бумагой, притопывают ногами, задевают микрофон рукой, шуршат одеждой.
  • Неправильный выбор микрофона (без учета чувствительности и направленности)
  • Очень низкий или очень высокий уровень записи. В первом случае уровень полезного сигнала будет слишком мал, во втором появятся искажения.
  • Искажения тракта – поврежденный провод, фон в сети и т.д.
  • Реверберация, записанная вместе с голосом или добавленная в процессе обработки
  • Ошибки обработки речи (частотная, динамическая, временная )
  • Несбалансированная речь в финальной фонограмме

Приёмник звука – человеческое ухо:

  • Низкий или слишком высокий уровень воспроизведения
  • Любые помехи в устройствах звуковоспроизведения
  • Повреждение носителя
  • Воспроизведение в шумном помещении
  • Ослышка (она же мондегрин), связанная с особенностью текста («в облаке тая» — «вобла Китая»). Частое явление при непонятном значении. Я в детстве пела «Крейси Раврора» вместо «крейсер Аврора».
  • Нарушение слуха у того, кто слушает

Поподробнее и с формулами про понятность и разборчивость читайте тут: https://studfiles.net/preview/5395324/

Что делать, чтобы повысить разборчивость?

  1. Устранить (по возможности) возникающие проблемы на всех трех этапах. Например, попросить говорить громче и медленнее исполнителя, выбрать наиболее оптимальный микрофон, не заглушать голос диктора музыкой и обеспечить оптимальные условия прослушивания. Последнее, как правило, уже вне влияния звукорежиссера.
  2. Помнить про форманты при частотной обработке.
  3. «Чистить» шумную фонограмму
  4. При сложных вариантах (в документальном кино) поддерживать аудио – видеоизображением или субтитрами по согласованию с режиссером.
  5. Использовать дополнительные обработки при записи и сведении.

В качестве примера неразборчивой речи фрагменты из документального фильма «Электро Москва» (2013). Интервью со Львом Сергеевичем Терменом. Ему здесь 97 лет. Проблемы: плохая дикция, шумный фон, несовпадение визуального и аудио рядов.

Видно, что разборчивость выше там, где есть визуальная поддержка и ниже там, где её нет.

P.S. Видео и аудио материал используется согласно ст. 1274 ГК (свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *