Разборчивость – важная тема в работе звукорежиссёра. Большее количество информации в аудиовизуальном материале поступает именно из речи. Проблема разборчивости может возникать звеньях передачи звука от того, кто говорит (источника) к тому, кто слышит (приёмнику).
Причины неразборчивости на этапах: источник, запись и сведение, приёмник.
Источник звука – в данном случае человек.
- Плохая дикция и вялая артикуляция (слабый артикуляционный аппарат или травма)
- Нарушение речи: заикание или неврологические заболевания
- Дефекты речи, такие как картавость, шепелявость и т.д.
- Возрастные особенности (дети и пожилые). На дикцию в детском и пожилом возрасте может влиять количество зубов и другие особенности строения речевого аппарата.
- Незнание значения слова (завел «блох в свитере» — блог в твиттере) или неправильное произношение («бамбинтон», «тубаретка» и т.д.)
- Языковые особенности – речи с акцентом, диалект или говор
- Громкость речи. Неразборчивой может быть как очень тихая, так и очень громкая речь (ор, визг).
- Скорость речи. Чем быстрее, тем менее понятно.
- Специфика текста. В связи с ритмическими особенностями мелодии трудно разобрать сказал (или спел) человек «скрипка лиса» или «скрип колеса».
- Посторонние предметы и отвлекающие факторы. Диктор что-то ест, прикрывает рот платком или рукой, отворачивается от микрофона, наклоняется.
- Реверберация. Чем больше ревер, тем меньше разборчивость, вплоть до полного отсутствия разборчивости.
К «радости» звукорежиссёра все эти факторы ещё могут «удачно» сочетаться между собой. Трудно сделать речь разборчивой, если текст произносит очень быстро картавый иностранец, активно жестикулируя и отворачиваясь от микрофона.
Запись и сведение звука:
- Посторонние шумы (проезд автомобилей, шум производства, аэропорт, ветер и т.д.) Это проблема записи речи на натуре.
- Посторонние шумы в студии. Тут дикторам есть, где разгуляться. Они шуршат бумагой, притопывают ногами, задевают микрофон рукой, шуршат одеждой.
- Неправильный выбор микрофона (без учета чувствительности и направленности)
- Очень низкий или очень высокий уровень записи. В первом случае уровень полезного сигнала будет слишком мал, во втором появятся искажения.
- Искажения тракта – поврежденный провод, фон в сети и т.д.
- Реверберация, записанная вместе с голосом или добавленная в процессе обработки
- Ошибки обработки речи (частотная, динамическая, временная )
- Несбалансированная речь в финальной фонограмме
Приёмник звука – человеческое ухо:
- Низкий или слишком высокий уровень воспроизведения
- Любые помехи в устройствах звуковоспроизведения
- Повреждение носителя
- Воспроизведение в шумном помещении
- Ослышка (она же мондегрин), связанная с особенностью текста («в облаке тая» — «вобла Китая»). Частое явление при непонятном значении. Я в детстве пела «Крейси Раврора» вместо «крейсер Аврора».
- Нарушение слуха у того, кто слушает
Поподробнее и с формулами про понятность и разборчивость читайте тут: https://studfiles.net/preview/5395324/
Что делать, чтобы повысить разборчивость?
- Устранить (по возможности) возникающие проблемы на всех трех этапах. Например, попросить говорить громче и медленнее исполнителя, выбрать наиболее оптимальный микрофон, не заглушать голос диктора музыкой и обеспечить оптимальные условия прослушивания. Последнее, как правило, уже вне влияния звукорежиссера.
- Помнить про форманты при частотной обработке.
- «Чистить» шумную фонограмму
- При сложных вариантах (в документальном кино) поддерживать аудио – видеоизображением или субтитрами по согласованию с режиссером.
- Использовать дополнительные обработки при записи и сведении.
В качестве примера неразборчивой речи фрагменты из документального фильма «Электро Москва» (2013). Интервью со Львом Сергеевичем Терменом. Ему здесь 97 лет. Проблемы: плохая дикция, шумный фон, несовпадение визуального и аудио рядов.
Видно, что разборчивость выше там, где есть визуальная поддержка и ниже там, где её нет.
P.S. Видео и аудио материал используется согласно ст. 1274 ГК (свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях).