ПОЧЕМУ ЗВУК В КИНО – ЭТО ВАЖНО?

В кинематографе информация поступает к зрителю через два анализатора из пяти: зрение и слух.

Внедрение в кинотеатры запахов, вкусов и тактильных ощущений не прижилось. Запахи смешиваются между собой, а брызги воды и тепловые эффекты пугают зрителей и могут испортить макияж и причёску.

Зрительная информация по сравнению со звуковой, более конкретная. Ребёнок раньше идентифицирует предметы по внешнему виду, чем различает их характеристики по звуку.

Тем не менее, звук обладает большим полем воздействия. Глазам доступен обзор спереди и сбоку (боковое зрение), а звук поступает со всех сторон. Слух предупреждает нас об опасности: хруст ветки, шорох травы, крик животного, даже когда мы спим.

Так и в кинотеатре: экран расположен впереди, а источники звука спереди, сзади и по бокам, а с появлением Dolby Atmos ещё и сверху, позволяя локализовать звук практически в любой точке зала.

Когда у человека переизбыток зрительной информации: яркий свет, солнце, гаджеты, он закрывает глаза. Но природой не предусмотрено «закрывание» ушей. Их можно заткнуть только механически: наушниками или берушами.

Теперь вы осознаете силу воздействия звука на зрителя.

Разборчивость и конкретность

Сила воздействия звука на человека зависит от разборчивости и конкретности.

Разборчивость

Если кино не о людях с нарушением речевого аппарата, то зрители должны понимать, что говорят герои. Речь – источник передачи смысла. Именно поэтому нам требуется  перевод иностранных фильмов.

Подробнее о разборчивости речи здесь.

Конкретность

Если режиссёр не хочет дезориентировать или напугать зрителя, создать тревожную атмосферу, то звуки должны быть конкретными. Неясные скрипы и скрежетания пугает до тех пор, пока не будлет найден источник неприятных звуков. Дети, по сравнению со взрослыми, знают меньше источников звука, поэтому в детских программах нужно осторожно использовать «неконкретные» звуки.

Примеры:

  1. За кадром разбилась ваза. Зритель должен услышать звон разбитой вазы соответствующего размера о конкретное напольное покрытие.

2. Герой подходит к забору и слышит лай собаки. Нельзя взять в фонотеке любой лай. Собаки бывают злыми и добрыми, большими и маленькими, сиплыми и визжащими и т.д. Даже если собака не будет в кадре, зритель должен понять реакцию героя на зверя. Примеры с собаками показательны для работы звукорежиссёра и за них я благодарна Г. Я. Франку.

3. В кадре космическая установка в фантастическом фильме. Звуки установки должны соответствовать характеру звучания элементов, размерам предметов, объёму помещения и т.д.

ВАЖНО! В статье не говорится о спецэффектах, саунддизайне и создании звуковых образов. Конкретика рассматривается в рамках реалистичных закадровых и внутрикадровых звуков.

Важность разборчивости и конкретности, а также сила воздействия звука возрастает в аудиопрограммах, где звук не подкрепляется зрительными образами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *