ПОЧЕМУ ЗВУК В КИНО – ЭТО ВАЖНО?

В кинематографе информация поступает к зрителю через два анализатора: зрение и слух.

Внедрение в кинотеатры запахов, вкусов и тактильных ощущений не прижилось. Запахи смешиваются между собой, а брызги воды и тепловые эффекты пугают зрителей и могут испортить макияж и причёску.

Зрительная информация по сравнению со звуковой, более конкретная. Люди лучше идентифицирует предметы по внешнему виду, чем различают их свойства по звуку.

Тем не менее, звук обладает большим полем воздействия. Глазам доступен обзор спереди и сбоку (боковое зрение), а звук поступает со всех сторон. Так и в кинотеатре: экран расположен спереди, а источники звука спереди, сзади и по бокам, а с появлением Dolby Atmos ещё и сверху, позволяя локализовать звук практически в любой точке зала.

Когда у человека происходит переизбыток зрительной информации: яркий свет, солнце, гаджеты, он может закрыть глаза. Но природой не предусмотрено «закрывание» ушей. Их можно заткнуть только механически: наушниками или берушами. Слух предупреждает нас об опасности даже когда мы спим.

Теперь вы осознаете значимость звука в кинематографе и аналогичных видах искусства. Степень воздействия звука на человека зависит от разборчивости и конкретности.

Разборчивость звука

Если кино не о людях с нарушением речевого аппарата, то зрители должны понимать, о чём говорят герои. Речь – проводник в передаче смысла. Именно поэтому нам требуется  перевод иностранных фильмов.

Подробнее о разборчивости речи читайте здесь.

Конкретность звука

Если режиссёр не хочет дезориентировать или напугать зрителя, создав тревожную атмосферу, то звуки должны быть конкретными. Неясные скрипы и скрежеты пугают до тех пор, пока не найден источник неприятных звуков. Дети, по сравнению со взрослыми, знают меньше источников звука, поэтому в программах для детей нужно осторожно использовать «неконкретные» звуки.

Примеры:

  1. За кадром разбилась ваза. Зритель должен услышать звон разбитой вазы соответствующего размера о конкретное напольное покрытие.

2. Герой подходит к забору и слышит лай собаки. Нельзя взять в фонотеке любой лай. Собаки бывают злыми и добрыми, большими и маленькими, сиплыми и визжащими и т.д. Даже если собака не появится в кадре, зритель должен понить реакцию героя на зверя. Примеры с собаками показательны для работы звукорежиссёра и за них я благодарна Г. Я. Франку.

3. В кадре космическая установка в фантастическом фильме. Звуки установки должны соответствовать внешнему виду и размеру элементов, объёму помещения и т.д.

ВАЖНО! В статье не говорится о спецэффектах, саунддизайне и создании звуковых образов. Конкретика рассматривается в рамках реалистичных закадровых и внутрикадровых звуков.

Важность разборчивости и конкретности, а также сила воздействия звука возрастает в аудиопрограммах, где звуковые образы не подкрепляется зрительными.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *